Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по экологическому сопровождению проектных и изыскательских работ

 

Опыт проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) в последние годы в Росприроднадзоре выявил часто встречающие факты представления документации на экспертизу с нарушениями, которые в обязательном порядке определяют отказ от организации ГЭЭ, отправке документов Заказчику ГЭЭ на доработку.

Наиболее часто встречающиеся серьезные замечания Росприроднадзора предъявляются к оформленным документам по итогам проведения общественных обсуждений объекта ГЭЭ. Отчетная документация часто оформляется с грубыми нарушениями требований статей 14, 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от  23.11.1995 года № 174-ФЗ  и «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 года № 372.

Основные недостатки:

- неправильный выбор объекта (предмета) общественного обсуждения;

- несоблюдение сроков публикаций в СМИ, работы общественной (-ых) приемной (-ных), назначения даты проведения общественных слушаний (как одной из форм общественных обсуждений) и прочее;

- неправильный выбор печатных изданий в СМИ для публикации извещений об общественных обсуждениях;

 - неправильный выбор мест проведения общественных обсуждений и другие.

Отказ Росприроднадзора в приеме документов на ГЭЭ влечет за собой (в большинстве случаев) повторное проведение общественных обсуждений, перенос сроков реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности на долгое время (на месяцы).

Только за последние три года было организовано и успешно проведено более 100 общественных обсуждений, в том числе и по объектам  Госкорпорации «Росатом».

Не было ни одного случая претензий со стороны ГЭЭ Росприроднадзора по результатам проведенных общественных обсуждений. Это стало возможным на основе большого опыта проведения общественных обсуждений (слушаний) в различных  районах и регионах  РФ,  в том числе:

  1.  Краснодарский край, город Сочи (Адлерский, Хостинский, Лазаревский и Центральный районы) – 2006-2013 годы;
  2. Краснодарский край, Туапсинский район – 2007, 2009-2013 годы;
  3.  Ставропольский край, Минераловодский район –  2009-2013 годы;
  4. Забайкальский край – 2008 год;
  5. Саратовская область  ЗАТО пос. Михайловский – 2009 год;
  6. Удмуртская Республика, Камбарский район – 2009 год;
  7. Ленинградская обл., Ломоносовский район – 2009, 2012 годы;
  8.  Краснодарский край, г. Новороссийск – 2010 год;
  9. Московская область, Солнечногорский и Химкинский районы – 2011 год;
  10. Томская область, ЗАТО Северск – 2012, 2013 и 2015 годы;
  11. Архангельская область, Плесецкий район – 2012 год;
  12. Оренбургская область, Бузулукский район – 2013 год;
  13. Тверская область, Завидовский район – 2013 год;
  14. Курганская область - 2014 год;
  15. г. Байконур - 2014 год;
  16. Иркутская область - 2014 год;
  17. Бурятская республика - 2015 год  и т.д.

Организация общественных обсуждений осуществлена во исполнение основных принципов охраны окружающей среды, (сформулированы в Федеральном законе № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»):

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.

 

Непосредственное участие в организации и проведении общественных обсуждений принимали представители:

- Российского экологического фонда «ТЕХЭКО»;

- ООО (ранее ЗАО) «Экологическая безопасность промышленности, энергетики и транспорта»;

- Общероссийского общественного учреждения  «Общественный институт экологической экспертизы»;

- ЗАО «Национальный научно-технический центр экологической и промышленной безопасности»;

- Межрегиональной общественной организации охраны окружающей среды «ЭкоЗащита»;

- ООО «Кубанский экологический центр»;

- ООО «ЭкоПрофи» и других общественных и экологических организаций.

Участие представителей этих организаций, имеющих высокую профессиональную подготовку (в том числе, в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, охраны окружающей среды), большой личный опыт в  организации и проведении общественных обсуждений, непосредственное их выступление на общественных слушаниях, в СМИ и сети Интернет значительно повышает уровень информационного обеспечения по обсуждаемой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

До начала инициирования общественных обсуждений, руководствуясь требованиями Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», может (и должна) широко применяться практика проведения общественной экологической экспертизы по объектам предстоящих общественных обсуждений.

Она проводится общественными организациями, устав которых предполагает такой вид деятельности. Результатом общественной экологической экспертизы является заключение рекомендательного характера. К работе в составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы постоянно приглашаются видные ученые и специалисты, имеющие большой многолетний опыт работ в процессе государственных экологических экспертиз федерального уровня.

Сформулированные экспертной комиссией общественной экологической экспертизы замечания, предложения и рекомендации являются очень полезными для Заказчика и проектных организаций по корректировке проектной документации (материалов обоснования лицензии в области использования атомной энергии) и отчетов по инженерным изысканиям задолго до сдачи документации на государственную экологическую экспертизу в Управление разрешительной деятельности Росприроднадзора и на государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Кроме того, результаты работы экспертной комиссии общественной экологической экспертизы докладываются впоследствии на общественных слушаниях руководителем экспертной комиссии и экспертами, что значительно повышает содержательный уровень выступлений на общественных слушаниях по обсуждаемым вопросам.

Заключение общественной экологической экспертизы в обязательном порядке направляется на государственную экологическую экспертизу и подлежит рассмотрению экспертной комиссией государственной экологической экспертизы.

МОО «НИОЭКА» исходит из принципиальной позиции, что заключения общественной экологической экспертизы должны носить не формальный характер с отсутствием в заключении экспертной комиссии замечаний, предложений и рекомендаций.

Заключение общественной экологической экспертизы, на наш взгляд, должно быть документом, позволяющим Заказчику и проектным организациям в период (как правило, от 2 до 4 месяцев) до сдачи проектной документации на государственную экологическую экспертизу в Управление разрешительной деятельности Росприроднадзора и на государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза России» внести необходимые правки и корректировки, обеспечив тем самым максимальное соответствие документации нормативным и правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической и радиационной безопасности.

Не допустимой практикой, на наш взгляд является формулировка в закоючении общественной экологической экспертизы фактически формальных замечаний и рекомендаций, что приводит к тому, что в ходе государственной экологической экспертизе в Управлении разрешительной деятельности Росприроднадзора на проектную документацию формулируется значительное количество серьезных замечаний. 

Результат предопределен – отрицательное заключение Государственной экологической экспертизы.  

Дополнительно кроме требований проведения общественных обсуждений по объектам государственной экологической экспертизы, ФАУ «Главгосэкспертиза России» часто в качестве одного из главных замечаний, из-за чего будет ее отрицательное заключение, заявляет, что не представлены материалы публичных слушаний по рассматриваемому проекту (в соответствии с п. 2, 3 ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 24.12.2004 года № 191-ФЗ, ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Указанные публичные слушания необходимы при процедуре оформления землеустроительных дел (отводе новых земель под намечаемое строительство). Специалисты МОО «НИОЭКА» готовы обеспечить качественную подготовку и проведение и публичных слушаний.

Успех прохождения государственной экологической экспертизы в Управлении разрешительной деятельности Росприроднадзора, или в его территориальных органах и государственной экспертизы в ФАУ «Главгосэкспертиза России» во многом зависит не только от качества представляемой документации, но и от качества проведения консультационных услуг и методического сопровождения представления документации и прохождения экспертиз (консультации по подготовке необходимых документов на экспертизы, ответам на вопросы экспертов, оказание методической помощи в оперативном устранении выявленных недостатков и замечаний экспертов и представление откорректированной документации в экспертизу).

Следует отметить, что решение на выполнение данного вида работ возможно только при условии предварительной экспертизы представляемой документации в Росприроднадзоре или в его территориальных органах, и в ФАУ «Главгосэкспертиза России». Опыт показывает, что по результатам этих предварительных экспертиз, в ряде случаев, необходима серьезная корректировка документации.